Как пользоваться материалами курса
Окружающий мир
1 класс 2 класс 3 класс

Окружающий мир

Роман Боричович Соловьев


1–4 класс

Как пользоваться материалами курса

Здравствуйте, уважаемый коллега!

Мы предлагаем вам авторский электронный курс для 1 класса по предмету «Окружающий мир».

1 класс посвящен разнообразию живых организмов. В упрощенной системе четырех царств рассматриваются признаки царств живого, делается акцент на пользе и вреде разных организмов для человека. В уроках, посвященных сельскому хозяйству и животноводству, рассказывается о роли человека в природе. Затронута тема микроорганизмов: ученики знакомятся с бактериями и вирусами, вводится понятие симбиоза. В конце курса предлагаются темы сообществ: луга, леса, озера, отдельный урок посвящен вопросам охраны природы.

К каждому уроку курса мы подготовили разные типы материалов, как для введения новой темы, так и для повторения изученного.

1. Видео

Видеоролики с объяснением нового материала соответствуют одному уроку и длятся в среднем 10–12 минут. Это короче школьного урока, т. к. время для записей, рисунков или комментариев, а также на повторение или закрепление остается за рамками видео.

Мы предлагаем использовать видеоролики для комментированного показа во время урока. В методических материалах для учителя указаны границы информационных блоков, где, на наш взгляд, стоит прерваться для обсуждения или комментария, а также рисунков и записей.

Кроме того, видеоуроки помогут ученикам, пропустившим занятие, нагнать материал.

2. Конспект для ученика

Конспект для ученика (распечатка) не покрывает всё содержание урока: в него вошли только самые важные моменты. Распечатки — не аналог учебника. Их роль — дублировать записи, которые ученик делает по ходу урока в тетради. Если эти записи неполны, непонятны или неряшливы, распечатка восполнит упущения. Кроме того, сделанные профессиональными художниками и дизайнерами конспекты — яркие, красивые, выразительные и служат своеобразным подарком ученику. Поэтому мы рекомендуем делать цветную распечатку конспекта и выдавать ее уже после занятия.

Цветные распечатки стоит хранить в файловых или простых папках. Если ученик небрежно относится к конспекту, мы советуем выдавать ему новый экземпляр, но худшего качества (черно-белый или ксерокопию). По распечатанному конспекту, как и по записям в тетради, ученик повторяет материал к уроку. Обычно это и есть основное домашнее задание.

3. Методичка для учителя

Методический материал (методичка) для учителя содержит:

  • текст сценария, по которому снят видеоролик;

  • границы информационных блоков, где мы рекомендуем прерывать просмотр видео или рассказ учителя для записей и рисунков;

  • варианты схематичных изображений по методике «трехсекундного рисунка» — основа для записей учеников в тетрадях (фрагмент урока с демонстрацией этой методики);

  • краткие методические комментарии и дополнительные пояснения по материалу урока.

В некоторых методичках предложены темы докладов и сообщений, а также идеи для внеклассной работы.

Готовясь к уроку, заранее ознакомьтесь с содержанием методички, и, по возможности, видеоролика.

Вы можете полностью придерживаться сценария, изменять и дополнять его по своему усмотрению. Вне зависимости от того, планируете вы показывать на уроке видеоролик или будете рассказывать сами, мы рекомендуем оставлять время для записей и рисунков по каждому блоку.

Условные обозначения помогут быстро ориентироваться в тексте методички:

4. Материалы для повторения и закрепления

После каждого урока предусмотрены интерактивные задания. Они позволяют ученику в игровой форме повторить пройденный материал.

Несколько советов о рисуночном конспекте

Мы рекомендуем организовать урок таким образом, чтобы ученики вели записи в тетрадях. Для этого после каждого информационного блока предусмотрены паузы на создание «рисуночного конспекта». Во время урока учитель делает записи и схематичные рисунки на доске, а ученики — в тетрадях. Лучше всего ввести и закрепить правило: «Что на доске, то и в тетради».

При этом рисунки ученика не обязательно должны полностью совпадать с рисунками учителя. Если ученик придумает свой символ, это стоит приветствовать (конечно, если его рисунок отражает смысл явления или понятия). Но рисунок учителя на доске всё же очень важен: большинство учеников постараются повторить именно его.

Пусть вас не смущает, если не получается что-то нарисовать. Не страшно признаться ученикам, что ваши художественные способности невелики. Обычно фраза «Да, я рисую плохо, но вы в тетрадях нарисуйте хорошо» решает эту проблему. Можно еще прибавить что-нибудь вроде: «Мне когда-то не так повезло с учителем рисования, как вам». Если в классе есть художественно одаренный ребенок, к его помощи тоже можно прибегать: приглашайте его рисовать на доске нужное изображение.

Если дети пока еще плохо пишут, то заставлять их делать полные записи не нужно. Конспект ученика может быть полностью рисуночным.

Для подготовки к созданию такого конспекта мы рекомендуем использовать методику «Трехсекундного рисунка» (фрагмент урока с демонстрацией этой методики).

Игру в «Три секунды» удобно проводить за 5–7 минут до конца урока. Предлагайте ученикам в числе прочего рисовать те предметы или понятия, которые понадобятся в следующий раз.

Рисунки конспекта раскрашивать не обязательно: цвет не несет информации. Но если ученик рисует быстро, разрешите ему раскрашивать нарисованное, чтобы не ждать остальных без дела.

Заключение

Наша цель — предоставить необходимый минимум материалов для структурированного преподавания курса «Окружающий мир» в 1 классе. Мы надеемся, что вы отнесетесь творчески к нашим рекомендациям, будете дополнять и изменять их в зависимости от конкретного класса, уровня знаний, а также психологического состояния учеников.